Елена Черенева: «Дети с аутизмом могут реализовать себя в спорте»

03 сентября 2018

В мировой истории спорта известно немало примеров, когда люди становились чемпионами вопреки жизненным обстоятельствам.

Самому титулованному пловцу мира Майклу Фелпсу в детстве поставили диагноз гиперкинетического расстройства, характерные черты которого – импульсивность, забывчивость и постоянное чувство надвигающейся катастрофы. Оскар Писториус, южноафриканский бегун, шестикратный чемпион Паралимпийских игр, в возрасте 11 месяцев лишился ног. Одним из последних ярких примеров российских чемпионов — 21-летний красноярец Алексей Бугаев. Несмотря на аномалию правой кисти, Алексей Бугаев стал двукратным чемпионом Паралимпийских игр.

Так что определяет успех в спорте у людей с ограниченными возможностями здоровья? Трудолюбие, талант или поддержка высококвалифицированных специалистов? О том, как можно помочь состояться в спорте детям с расстройствами аутистического спектра, рассказала директор центра «Международный институт аутизма», кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии Института социально-гуманитарных технологий Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева Черенева Елена Александровна.

Под руководством Елены Череневой учёные КГПУ им. В.П. Астафьева совместно со специалистами Регионального центра спортивной подготовки по адаптивным видам спорта разработали систему физической подготовки детей с аутизмом и другими сходными ментальными состояниями.

Проект был поддержан Красноярским краевым фондом науки в рамках Конкурса социальных и гуманитарных исследований, разработок и инноваций, направленных на повышение качества жизни населения Красноярского края 2018 года.

– Елена Александровна, чему посвящена ваша профессиональная научная деятельность?

– Свою профессиональную деятельность я посвятила изучению детей с аутизмом и сходными состояниями. За последнее время в мире увеличилось количество детей с особенностями развития. Только в Красноярском крае насчитывается более 400 детей и подростков с расстройствами аутистического спектра.

К сожалению, в современной российской науке и в практике организаций по поддержке детей-аутистов недостаточно опыта по эффективной работе со сложными детьми. Особенно пустует ниша физической подготовки и физического развития. Мы решили направить все наши усилия на изучение механизмов социального встраивания детей с особым состоянием психики.

– В чём уникальность вашего исследования? На решение каких задач оно направлено?

– Мы разработали систему физической подготовки детей и подростков с аутизмом и другими сходными ментальными состояниями, которая включает как работу с детьми, так и со специалистами и педагогами, занятыми в сфере адаптивных видов спорта.

Такого концептуального проекта в России нет. Красноярский край является лидером по накопленному опыту организации системы образования и сопровождения детей с аутизмом. Эти результаты были представлены в Москве на II Всероссийской конференции «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» (ноябрь, 2017 г.).

Региональный центр спортивной подготовки отмечает большой спрос среди родителей детей с аутизмом на спортивные секции. Но, как оказалось, специалисты не готовы работать с такими детьми, поскольку не владеют необходимыми знаниями и навыками. Дети с аутизмом достаточно сложные и требуют индивидуального подхода. Это ситуация актуальна не только для Красноярского края, но и для других регионов России.

Наш проект представит возможность помочь каждому ребенку с аутизмом состояться как личность, развить в себе коммуникативные, физические и интеллектуальные способности. Более того, мы дадим необходимые профессиональные компетенции педагогам адаптивных видов спорта, научим их не бояться работать со сложными детьми.

– Сколько детей принимает участие в исследовании? Какую обратную связь вы получаете от самих участников и их родителей?

– Более 50 детей задействовано в нашем проекте. Они очень увлечены процессом. Для них это возможность социализироваться в обществе.

Безусловно, когда специалист способен грамотно построить работу с ребенком, то ребенок идет навстречу гораздо быстрее, стремится делать с полной отдачей то, что от него требуется. Особенно дети показывают хорошую динамику при занятиях плаванием и лечебной гимнастикой: повышается мышечный тонус, координация, и в целом ребенок становится более социально активным. А какой родитель не будет счастлив, наблюдая успехи своего чада?

– Какие методики и научные подходы лежат в основе вашей системы?

– Первое, что необходимо сделать при работе с любым ребенком – провести диагностику его сенсорно-перцептивной сферы, изучить его интеллектуальные способности и уровень физической подготовки. Данный этап позволяет нам организовать максимально комфортный и гуманный подход. учитывающий физическое развитие детей с аутизмом.

В этом направлении нам помогают зарубежные учёные и их эффективные методики. Например, для диагностики и коррекции сенсорно-перцептивной сферы у детей мы применяем методики почётного профессора КГПУ им. В.П. Астафьева, Ольги Богдашиной (Великобритания).

Для коррекции дисфункции зрительного восприятия или так называемого синдрома Ирлен используется метод известного психолога, магистра психологических наук Хелен Ирлен (США). Он заключается в том, что у ребенка с помощью цветных оттеночных линз снимаются определённые световые и цветовые раздражители, негативно влияющие на его физическую активность.

В развитии физической активности у детей с аутизмом подспорьем служит технология невербального театра Ричарда Хейхау, директора Open Theatre Company Ltd (Великобритания). Более того, в рамках нашего проекта мы приглашали Ричарда к нам в Красноярск для проведения обучающих семинаров и мастер-классов для специалистов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Его методика – это просто физическая магия: без слов, формируя визуальный контакт с ребёнком, становится возможным «заставить» его делать то, что необходимо.

Также мы разрабатываем комплексные методы диагностики (опросники для детей и их родителей, карты наблюдения и др.), которые дают нам понять, с какими данными к нам пришёл ребёнок и оценить эффективность используемых методик.

– Получается, что этот проект имеет высокую значимость не только для Красноярского края, но и для всей России. Есть ли уже соглашения о сотрудничестве с краевыми и федеральными центрами поддержки детей с аутизмом?

– Конечно, такие соглашения есть. Соисполнителем нашего проекта является Региональный центр спортивной подготовки по адаптивным видам спорта. Благодаря хорошему профессиональному коммуникативному тандему нам удалось организовать серию обучающих семинаров и мастер-классов для специалистов, занятых в сфере физической подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Также мы плодотворно сотрудничаем с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Мы не раз участвовали в международных конференциях, посвящённых психическому здоровью людей. С коллегами со всего мира мы регулярно обмениваемся опытом, который позволяет среди большего количества методик, а их более 500, выбрать самые действенные.

– Каковы перспективы развития вашего проекта?

– На данный момент нам важно научить специалистов работать с детьми с аутизмом. Благодаря поддержке Красноярского краевого фонда науки и сотрудничеству с министерствами спорта, здравоохранения, образования, культуры, социальной политики Красноярского края нам удалось значительно продвинуться вперёд в нашем исследовании. Уверяю вас, что ни в одном регионе нет такой сплочённости в этом направлении.

В ближайшее время мы планируем выпустить методическое пособие, с помощью которого педагоги всей России смогут разрабатывать индивидуальные программы обучения, учитывающие физические и психологические возможности детей с аутизмом. В нём будут изложены маркеры поведения детей с расстройствами аутистического спектра и алгоритмы с работы с ними. Ведь от особенностей ребенка, от его ресурсного потенциала будет зависеть не только форма обучения, но и выбор спортивного направления.

Очень надеемся, что и на будущий год нам удастся выиграть конкурс и получить финансирование от Фонда на развитие нашего проекта. Ведь в перспективе мы сможем выявлять наиболее талантливых детей, воспитывать настоящих чемпионов. У нас появится база с лучшими спортсменами, которые смогут отстаивать честь России на Параолимпийских играх.

Оригинал: http://1line.info/nauka-i-tekhnologii-intervyu/item/81570-elena-chereneva-deti-s-autizmom-mogut-realizovat-sebya-v-sporte