Ученые КНЦ СО РАН познакомили школьников с профессиями будущего

08 ноября 2021

С 19 по 28 октября более ста школьников средних и старших классов из Красноярска и Ачинска приняли участие в профориентационной школе-мастерской «Профессии будущего». Организатор школы-мастерской — Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр СО РАН». Мероприятие проходило при поддержке Красноярского краевого фонда науки и было приурочено к году Науки и технологий РФ и фестивалю науки Наука 0+.

В процессе гибридного обучения в онлайн и офлайн форматах ребята узнали о перспективных направлениях исследований красноярских ученых, их связь с реальным сектором экономики, профессиях, которые станут востребованными в ближайшие годы. Темами школы-мастерской стали биотехнологии, цифровое сельское хозяйство, создание новых композитных материалов и нанотехнологии, работа с большими данными. Специфика этих направлений в том, что по каждому из них в Красноярске есть существенные научные и практические заделы, научные проекты, поддержанные российскими научными фондами, в том числе Краевым фондом науки.

Анастасия Тамаровская.jpg

«Мы провели для ребят серию мастер-классов, в которых приняли участие ученики опорных школ РАН — это 13 гимназия, 7 лицей, 10 школа, а также технопарка «Кванториум» в Красноярске и, что особенно приятно, ребята из филиала технопарка «Кванториум» в Ачинске. Мы хотим выразить огромную благодарность администрациям этих учебных заведений. Ведь любая внеклассная деятельность требует от классных руководителей энтузиазма, сил и понимания, что из встреч с учеными складывается, в том числе, научная картина мира молодых поколений и даже одна встреча может стать решающей в выборе профессии. Последние годы в школе для ребят самые трудные не только из-за учебной нагрузки, но еще из-за того, что им нужно принять важное решение: выбрать куда пойти учиться дальше. Поэтому ученые ФИЦ КНЦ СО РАН провели не только мастер-классы, но и подготовили онлайн-лекции, доступные для всех желающих на нашем ютуб-канале. Лекции помогут сориентироваться школьникам и их родителям в наукоемких направлениях, в которых можно сделать успешную карьеру», — прокомментировала итоги школы-мастерской специалист группы научных коммуникаций КНЦ СО РАН Анастасия Тамаровская.

У ученых плотный график и много работы. Тем не менее, они нашли время и возможность подготовить и провести мастер-классы для школьников. Несколько спикеров рассказали, почему они считают необходимым участвовать в такой деятельности.

Кононова.jpg

Наталья Кононова, ученый секретарь Института биофизики СО РАН: «Мастер-классы — важный связующий элемент между учеными и детьми. Существует мнение, что, если исследователь не может объяснить ребенку суть своей работы, значит, он сам не понимает, чем занимается. Живое взаимодействие помогает детям узнать новое, а ученым – посмотреть на свои работы другими глазами. Общение в рамках мастер-классов позволяет детям прикоснуться своими руками к настоящей науке, понять, что заниматься наукой может быть интересно. Конечно, получение новых знаний вне школьной программы тоже является большим плюсом. На мастер-классах дети также понимают, что базовые знания, которые они получили в школе, используются учеными. В моем мастер-классе мы показываем, что такие «оторванные» от жизни понятия как «хлорофилл», «цифровое земледелие», оказывается, имеют большое практическое значение и ежедневно позволяют получать новые знания о растительном мире, сельском хозяйстве».

Ларионова_Башмакова.jpg

Марина Ларионова кандидат биологических наук, научный сотрудники Института биофизики СО РАН: «Опыт преподавания восьмиклассникам мне очень понравился, так как ученые обычно рассказывают о своих исследованиях в научной среде и профессиональным языком. А здесь требовалось донести мысль простыми словами, чтобы все было доступно для школьников. Это очень полезно и для нас ученых. Было очень приятно видеть такой интерес со стороны детей. Когда ты делишься знаниями и видишь отдачу, то дороже этого вообще быть ничего не может».

Евгения Башмакова кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института биофизики СО РАН: «Мне было очень интересно, потому что наша встреча проходила в стенах школы. Немного другие ощущения от проведения такого мастер-класса по сравнению с тем, когда ученики приходят в лабораторию. Посмотреть на них в «естественной среде обитания» очень полезно, особенно когда ты сама давно закончила школу. Приятно видеть, как детей впечатляют эксперименты, как на них производит впечатление светящийся белок. Меня саму до сих пор это впечатляет и я люблю смотреть, когда это нравится другим. Приятно видеть интерес к науке».

Известно, что доступ к науке в регионах, к сожалению, ниже, чем в столичных городах. Например, по данным Федеральной службы государственной статистики за 2020 год численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками в Москве состааляет 212441 человек, в то время, как во всем Сибирском федеральном округе — 52304 человека, а в Красноярском крае всего 8334 человека. Поэтому для будущего науки и развития региона важен буквально каждый школьник. И даже 3-х часовая поездка на поезде не стала преградой для учеников из Ачинска, чтобы принять участие в школе-мастерской.

Ксения Илюшина.jpg

Ксения Илюшина, заместитель директора по учебной части филиала детского технопарка «Красноярский «Кванториум» в г. Ачинск: «Живое общение с настоящими учёными мотивирует школьников заниматься изобретательством и исследовательской деятельностью. Дети приехали воодушевлённые, с новыми идеями для проектов и вдохновленные фундаментальной наукой в целом».

В образовательных проектах очень ценна «субъектность», о которой много говорят в последнее время, реальный интерес детей к теме, понимание, в каком направлении они хотят развиваться. Этого сложно достичь в 8 классе, но некоторые ребята настроены серьезно уже с таких лет.

Новожилов.jpg

Евгений Новожилов ученик 8 класса РАН 13 гимназии: «Сегодня я узнал, что такое дистанционное зондирование земли из космоса, способ изучения покровов земной поверхности, как это все работает, как пигменты некоторых растений влияют на то, что видит спутник. Мне вообще биология и химия очень нравятся. Скорее всего, в этом направлении я и пойду. Я бы хотел изучать молекулярную генетику, все, что связано с генами, их изменениями и различного рода модификациями. Мастер-классом я остался доволен. Это было полезно».

Все участники профориентационной школы-мастерской «Профессии будущего» не только познакомились с современными научными направлениями, но и получат сертификаты от ФИЦ КНЦ СО РАН, которыми пополнят свои портфолио.

Источник: ФИЦ КНЦ СО РАН