Интеграция в мировую науку: технология написания статей в рецензируемые международные журналы и базы данных

27 сентября 2019

В условиях интеграции в мировое научное пространство российская наука стремится выходить на лидирующие позиции. Научная деятельность сотрудников напрямую связана с публикационной активностью, индексом Хирша, а также большим пакетом сопроводительных документов к каждому публикуемому исследованию, в том числе, в зарубежных научных журналах, имеющих индексацию в ведущих мировых базах.

Попкова Елена Геннадьевна

Продолжая тему семинара, проводимого в Краевом фонде науки 23 сентября: «Интеграция в мировую науку: рецензируемые международные журналы и базы данных», мы побеседовали с ведущей мероприятия доктором экономических наук, профессором, ведущим научным сотрудником кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г.В. Плеханова, президентом и основателем АНО «Институт научных коммуникаций» Еленой Геннадьевной Попковой. Профессор поделилась с нами типовыми ошибками при подготовке научной статьи, дала рекомендации молодым ученым по повышению публикационной активности, рассказала о деятельности Института научных коммуникаций и о многом другом.

– Вы имеете опыт консультирования российских ученых по публикации работ в авторитетных журналах мирового значения. Насколько остро, по Вашему опыту, стоит проблема публикаций наших ученых в зарубежных журналах?

– За полтора – два года я посетила более десятка городов России и зарубежья, в каждом из которых мне довелось проводить мастер-классы по публикациям в наукометрических базах данных. Могу сказать следующее: проблемы сесть и разобраться в том, как, где и что публиковать, у российских ученых нет. Моими слушателями стали умнейшие, эрудированные, высокопрофессиональные люди нашей страны, которые, порой, вынуждены делать науку в сложных условиях. Я имею ввиду, в первую очередь, конечно же, материально-техническую базу и финансирование фундаментальных научных исследований. Проблема заключается в одном: в нехватке времени у ученых, которые вынуждены тратить временной ресурс не на науку как таковую, а на бюрократию. Поэтому, когда в вуз приезжает специалист с подобным мастер-классом, лучше всего потратить эти драгоценные час-полтора на то, чтобы послушать важную для себя информацию и получить максимальную пользу от этого.

– Каковы типовые ошибки при подготовке качественной научной статьи?

– Несоответствие жанру, несоответствие требованиям к научному содержанию, использование устаревшей литературы, проблема цитирования, незнание современного законодательства.

– Расскажите о Вашем Институте научных коммуникаций: история создания, деятельность?

– Как-то мы сидели с моими коллегами и размышляли о том, что научное сообщество сейчас разобщено, общей идеи нет, и как было бы здорово собираться, как раньше собирались в Доме ученых, обсуждать новые идеи, придумывать и организовывать совместные интересные проекты. Мы поняли, что нас таких, желающих объединиться в профессиональное сообщество, немало – так родился Институт научных коммуникаций. Нашей главной идеей стала консолидация ученых из разных городов, регионов, вузов России и зарубежья, и интеграция отечественной науки в мировую. За три года мы провели больше 10-ти научных конференций, часть из них – международные. Сейчас сотрудничаем с тремя десятками вузов и научно-образовательных организаций из тридцати городов России и других стран.

– На своих мастер-классах Вы делитесь алгоритмом действий по успешному продвижению научных статей в ведущих мировых базах международного цитирования. Что мотивировало Вас проводить подобные мастер-классы? Какова значимость и эффективность их проведения?

– Общаясь с большим числом коллег в России, я вижу парадоксальную ситуацию: в России живет и трудится невероятно талантливый, гениальный, фантастически умный народ, о чем говорит история нашей страны, давшая мировой науке такие имена, как Михаил Васильевич Менделеев, Дмитрий Иванович Мичурин, Иван Петрович Павлов, Константин Эдуардович Циолковский. Но об отечественной науке, за исключением перечисленных великих имён, мир не знает. И сама наука сейчас переживает тяжелейший кризис, когда прежняя система образования и науки уже изжила себя. На мой взгляд, и в этом я абсолютно солидарна с президентской программой исследовательских проектов, реализуемой в рамках Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, необходимо вновь, как это было в 5070-е годы прошлого столетия, поднять имидж отечественного ученого, российской науки и вывести ее на новый уровень. Нам точно есть что сказать миру, у нас и поныне есть уникальные разработки и исследования, которые могут послужить человечеству и стать национальным достоянием.  Мастер-класс – это попытка помочь нашим научным работникам в максимально короткий срок заявить о себе и своих научных работах путем публикаций в мировых научных изданиях.  

– Какую роль российские научные фонды (и Красноярский краевой фонд науки в частности) может сыграть в вопросе обучения технологии написания научных статей?

– Прямейшую. Чем больше ученых освоит эти технологии, тем быстрее наука в России выйдет на хорошие показатели цитируемости.

– Какие рекомендации дадите молодым ученым по повышению публикационной активности, индекса Хирша?

– Перед современными молодыми учеными я снимаю шляпу. Они смелы, креативны, энергичны и предприимчивы. Я многому учусь у них. Сейчас растет удивительное поколение молодых – они хотят заниматься только тем, что им по душе, и это, я считаю, прекрасная тенденция. Хочется верить, что с такой сменой в науке случайных людей не будет. Тем, кто уже определился и избрал науку своим делом жизни, хочу пожелать трудолюбия, упорства в достижении целей, любви к своему предмету и вдохновения – всё вместе взятое непременно отразится на публикационной активности и высоком индексе Хирша.