Обучение технологии подачи грантовых заявок – ключ к успешной реализации научных проектов

13 сентября 2019

В связи с активным развитием грантовой деятельности в Российской Федерации в академической среде существует необходимость в обучении правильному заполнению грантовых заявок. Анализ содержания проектов и экспертных заключений показывает наличие недочетов в заявках на гранты, затрагивающих как формальные, так и содержательные аспекты. Нарушение сроков, требований к составу коллектива и других формальных требований ведет к тому, что что заявка отклоняется на самом первом этапе и не отправляется на экспертизу в дальнейшем. Нарушений содержательных требований намного больше. Таким образом, актуализируется вопрос обучения технологии заполнения грантовых заявок, в том числе, для молодых ученых. 

Валентина Александровна Кратасюк

         На эту тему мы беседуем с доктором биологических наук, профессором, заведующей кафедрой биофизики Сибирского федерального университета, ведущим научным сотрудником Института биофизики СО РАН, экспертом российских и зарубежных научных фондов Валентиной Александровной Кратасюк. В связи с имеющимся у Валентины Александровны бэкграундом в сфере оформления грантовых заявок различного уровня, полагаем, что полученный опыт может быть использован в процессе обучения технологии подготовки научных проектов в российские и зарубежные научные и коммерческие фонды.

На сегодняшний день существуют проблемы с правильным оформлением заявок на гранты. Насколько мне известно, у Вас более ста выигранных грантов, поделитесь своим опытом, где Вы учились, чтобы достичь такого результата?

– Специально нигде не обучалась, все происходило в процессе работы над проектами. Однажды я получила приглашение сделать экспертизу нескольких проектов для, уже в настоящее время несуществующего, международного фонда INTAS. Я согласилась из любопытства, хотя не написала еще ни одного проекта сама.  Заявки были на английском языке, и первую свою рецензию я писала две недели, разбираясь в научной сути проекта, читая литературу. Я считаю, чтобы научиться писать проекты и научные статьи правильно, надо почитать статьи по теме исследования, познакомиться с форматом грантовой заявки.  Как только грантовая система получила свое развитие в России, появились первые фонды, мы начали подавать заявки туда. Получали отказы, но приобретали собственный опыт. Сейчас у меня, как Вы уже отметили, более ста выигранных грантов, я являюсь экспертом Российского фонда фундаментальных исследований, Российского научного фонда, Красноярского краевого фонда науки, фонда «ЭРА», некоторых зарубежных фондов: Fulbright, COPERNICUS. Анализ проектов и попытки написать свои заявки позволили накопить опыт.

На какие моменты при заполнении грантовых заявок стоит обращать особое внимание во избежание недочетов, и, как следствие, отказов в получении грантовой поддержки?

– В нашем курсе «Как написать успешную грантовую заявку» есть целая лекция об ошибках. Первое и главное – прежде чем писать проект, нужно сформулировать идею проекта по схеме: современное состояние решаемой проблемы – нерешенные задачи – причины отсутствия решения – цель — гипотеза и способ ее экспериментальной или теоретической проверки.   Далее – внимательно читать конкурсную документацию и отвечать конкретно на вопросы разделов заявки. Важно доказать эксперту высокую вероятность выполнения проекта, показать высокую квалификацию коллектива, существование всех условий для проведения работ по проекту (оборудование, реагенты, четкий план работ и т.д.).   Второй момент состоит в том, что нужно внимательно выполнять условия фонда. Например, многие исследователи, оформляя заявку в Российский фонд фундаментальных исследований, ориентированы на прикладные исследования. В этом случае заявителю необходимо найти фундаментальную задачу в своем проекте и его переформатировать под поставленные задачи. Зачастую к нам в СФУ обращаются за консультациями, на которых мы помогаем выявить в прикладном исследовании его научную основу. Те же проблемы возникают при написании научных статей в высокорейтинговые журналы. Для написания хорошей работы необходимо начать с идеи проекта, чтобы впоследствии ее правильно подать (на русском и на английском языке).

Вы говорите, что не все ученые умеют правильно подавать заявки. Стоит ли обучаться этой технологии, внедрять культуру обучения написания заявок и проектов?

– Дело написания грантовых заявок – непростое, и ученые это знают. Сейчас опыт передается от руководителя к его ученикам. Но есть также аудитория «взрослых» ученых, которые отчаялись выиграть грант. Часто мы слышим: «пишем, пишем, ничего не получается». В этом случае необходимо учиться анализировать ошибки и нарабатывать навык переформатирования проекта под содержательные задачи грантодателя. И тогда успех приходит к заявителю. У нас таких примеров много.  Для молодых ученых, аспирантов и студентов в учебной программе должны быть курсы, направленные на обучение написанию грантовых заявок, научных статей, созданию презентаций на конференции.

Где этому можно обучиться?

– Во-первых, в университетах. В СФУ, например, есть спецкурс, в рамках которого всех аспирантов мы знакомим с особенностями написания диссертационного исследования. Диссертация – это практически готовый проект, который можно подать в любой фонд: при поступлении в аспирантуру каждый аспирант со своим руководителем пишет аннотацию-обоснование к диссертации, составляет план исследования. Этот проект нужно выполнить за 4 года, а значит не только провести исследование, обладающее новизной, но и опубликовать его в высокорейтинговых журналах, доложить на конференции, написать текст диссертации.  Все этапы работы над диссертацией и требования к ней совпадают с этапами работы над проектом, финансируемым научными фондами. Если начинающий заниматься наукой человек сразу будет так действовать, то успех ему обеспечен. Конечно, можно самому освоить методологию, но гораздо быстрее и эффективнее будет, если этому поучиться у руководителя или у преподавателя, читающего спецкурсы по данной тематике.

– С какого возраста, по Вашему мнению, стоит начинать обучение данной системе?

– Этот подход можно применить не только ко взрослым, но и к детям школьного возраста. Например, мы работаем со школьниками, проводящими собственные микроисследования в рамках проектной школы, и учим их правильно строить свое исследование.  Если им это удается, школьники тоже могут подать свои проекты, например, в Краевой фонд науки на конкурс Юных техников-изобретателей.  Среди инициатив, связанных с обучением научному поиску, — пилотный проект Министерства просвещения «Базовые школы РАН», как возможная площадка для трансляции знаний и опыта ведущих ученых, адаптированных для школьников. Там эти навыки очень нужны и школьникам, и их наставникам.

Какие направления грантовой поддержки, на Ваш взгляд, в приоритете на сегодняшний день (гуманитарные, естественнонаучные, технические и другие)?

– Приоритета у гуманитарных или естественнонаучных направлений нет, так как фонды существуют разные, заявки они принимают по всем научным направлениям. Другое дело, что обычно конкурс среди естественно-научного направления выше, и, соответственно заявок подается больше, чем на гуманитарные направления. На мой взгляд, гуманитарии нуждаются в тренингах техники подачи грантовых заявок. Еще одна важная особенность грантовой системы – наряду с научными появилось много фондов, финансирующих внедрение или коммерциализацию новых научных разработок. Любой научный результат для создания новой технологии и его выведения на рынок в виде коммерческого продукта требует огромной работы. В нашей стране из-за отсутствия достаточного количества технологов создание технологий легло на плечи ученых.  Полагаю, что должен формироваться ученый нового типа, задача которого не только получить новое знание, но и внедрить его, сделать доступным населению.

Расскажите о своём опыте получения грантов, какие были наиболее успешны по итогу реализации?

– Один из наших успешных проектов – создание Лаборатории биолюминесцентных биотехнологий под руководством нобелевского лауреата по химии, профессора Осаму Шимомура, поддержанный Министерством образования и науки Российской Федерации. Над ним работала большая команда ученых Сибирского федерального университета и Института биофизики СО РАН под руководством академика Гительзона Иосифа Исаевича. Проект состоял из фундаментальной части (фундаментальные исследования светящихся организмов – причины и механизмы их свечения), и прикладной части, которая заключалась в развитии различных методов биолюминесцентного анализа. Проект оказался успешным. Лаборатория биолюминесцентных биотехнологий активно работает в настоящее время в СФУ.

Какие проекты Вы реализовывали при поддержке Красноярского Краевого фонда науки, и какую роль они сыграли в Вашей научной деятельности?

– У нас много выигранных грантов. Грантовые средства Краевого фонда науки позволили нам понять жизнеспособность некоторых научных идей, начать новое направление исследований. Например, в Краевом фонде науки мы получили первые гранты на создание новых направлений в биолюминесцентном анализе – использовании свечения живых организмов в образовании, в экологическом мониторинге и др. С помощью фонда в рамках разных конкурсов реализованы такие проекты, как: «Современный школьный биолюминесцентный практикум» (2012 год); «Биолюминесцентный экспрессный анализ для мониторинга загрязнения почвы Красноярского края» (2015 год); «Разработка научных основ новой экспрессной биотехнологии биотестирования для продовольственной безопасности и контроля качества овощей и фруктов» (2016 год) и другие проекты.

Какие рекомендации Вы дадите молодым учёным по повышению эффективности написания грантовых заявок?   

– Первое, что следует сделать перед написанием грантовой заявки – внимательно прочитать конкурсную документацию. Далее – писать и писать, нарабатывать опыт, не бояться возможных поражений, которые в любом случае можно обратить в преимущество: в заготовку для следующего проекта. Полагаю, что главная рекомендация в этом вопросе – обучаться технологии подготовки научных проектов в российские и зарубежные научные и коммерческие фонды.