Ставка на иностранцев

05 октября 2012

Красноярский фонд науки выделил 1 миллион рублей на адаптацию детей мигрантов.

За восемь месяцев этого года, в Красноярский край на работу приехало почти 80 000 иностранных  граждан. Это – официальные данные УФМС региона.  Можно относится к этому явлению по-разному: говорить, что такая ситуация  закономерна и вполне нормальна  – или, наоборот, совершенно неприемлема… Но вне зависимости от личного отношения каждого,  количество жителей в регионе, которые имеют национальность – армянин, таджик или киргиз достаточно велико. Зачастую эти люди приезжают, чтобы выполнять самую тяжелую и низкооплачиваемую работу. Привозят семьи, в том числе  детей, которые отправляются в русские школы. Поэтому, возникающие проекты, направленные на адаптацию мигрантов  —  не просто необходимость. Это  один из признаков цивилизованного общества  и – своеобразные инвестиции – в будущее экономики региона.

По опыту западных стран…

В этом году  Красноярский краевой фонд науки выделил миллион рублей на проект  «Социально-культурная адаптация мигрантской школьной молодежи к поликультурному образовательному пространству Сибирского региона».

Его цель —  предоставить максимально благоприятные условия для  образования школьников, их интеграции в то общество, в котором они оказались.

Проект разработан  при участии сотрудников Красноярского государственного педагогического университета. Руководитель проекта, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков КГПУ —  Владимир Петрищев.

— Мы реализуем ряд программ – в частности, основы предпринимательской деятельности для старших школьников – так как  у некоторых учеников, родители занимаются бизнесом, и дети помогают им. Кроме того, мы осуществляем программу социально-психологической поддержки, ведь дети испытывают стресс из-за незнания языка, культуры, и зачастую это приводит к нервным срывам.

Основная цель – помочь мигрантам  адаптироваться в русскоязычное пространство. Опыт западных стран показывает: неважно – какой ты национальности, важно – насколько успешно ты интегрирован в обществе. Мы надеемся, что в будущем, эти дети поступят в вузы, получат образование и смогут внести  весомый вклад в развитие экономики Сибирского региона.

Сам Владимир Петрищев более 10 лет прожил в разных странах — таких как Новая Зеландия, Китай, Великобритания, Пакистан, и считает, что россиянам  зарубежный опыт интеграции мигрантов может только помочь.

«Мы – граждане России!»

С ним согласен директор Краевого фонда науки Андрей Иптышев:

—   Проект адаптации мигрантов для Красноярского края очень актуален. Такие факторы, как  демографическая ситуация, большой отток населения в европейскую часть страны, позволяют говорить, что в ближайшее время мы столкнемся с  кадровым дефицитом в самых разных областях – в том числе, и в инновационной экономике. Поэтому, можно сказать, что  вкладывая средства в образование и успешную социализацию детей мигрантов сегодня, мы работаем на перспективу.

Проект реализуется на нескольких площадках края – в Лесосибирске, Саяногорске, и в Красноярске – на базе школы №16, которая находится в Ленинском районе. Для детей там организуют дополнительные занятия по русскому языку, обществознанию, предпринимательской деятельности.

Наша школа была выбрана неслучайно, — рассказываетдиректор школы №16, Вера Лобанова.У нас   обучается 42 процента детей, которые по национальности русскими не являются. В  районе  на протяжении нескольких последних лет наблюдается большой поток мигрантов. Еще в 2009 году мы  были вынуждены создать свой проект по обучению  — так как ученики, которые к нам приходили, или вообще не знали языка, или знали его очень плохо.  Сейчас в нашу школу на дополнительные занятия приходят дети из других школ города. Мы сами  не делим наших учащихся  – на «русских» и «не русских», для нас важно, чтобы все дети  получили качественное образование.

Кстати, сами ребята, по словам учителей, в силу возраста, адаптируются к жизни в чужой для них стране достаточно быстро. И учиться многим очень нравится. Правда, идентифицировать себя как «мигрантов» многим не хочется. «Мы – граждане России!» — заявляют они.

Опыт западных стран показывает: неважно – какой ты национальности, важно – насколько ты успешно интегрирован в обществе.

Мы сами  не делим наших учеников – на «русских» и «не русских», для нас важно, чтобы все дети, заканчивающие нашу школу, получили качественное образование.